Венчание - это брак, заключенный перед лицом Господа. Венчание проводят после заключения брака в ЗАГСе по свидетельству о браке, его от Вас собственно и потребует церковь. В некоторых церквях существует предварительная
запись даты и времени венчания, так проще для молодых. Для этого им
надо только подъехать. Венчать Вас будет священник, на которого выпадет
очередность треб. Записываются обычно за одну-две недели до торжества.
Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно
очиститься для нового периода в своей жизни. Есть церкви, где такой
записи не существует, и тут как повезёт. Венчать Вас будут после всех
треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая
потребность. Для такого венчания Вам следует оформить квитанцию на
совершение таинства в день свадьбы. Венчание не совершается во вторник, четверг и
субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты –
Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы),
Успенский ( 14-27 августа), Рождественский (28 ноября- 7 января),
Святки (7-20 января), на Сырной неделе ( одна неделя до начала Великого
поста), Пасхальная неделя (светлая седмица), 14 февраля ( канун
Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы),
Канун Вознесения Господня (39-день после Пасхи), Канун дня Святой
Троицы (49-день после Пасхи), День Святой Троицы, 10 и 11 сентября
(канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (Канун
Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября ( канун и день
Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой
Богородицы). Лучшим днем недели для венчания считается воскресенье, в этот день
бывает много желающих обвенчаться. Некоторые церкви даже практикуют
венчание нескольких пар одновременно, хотя это запрещается. Также
венчают по понедельникам, средам и пятницам. Проходит венчание в
середине дня, но ни в коем случае ни вечером.
Венчание является платным действием. Плата у каждой церкви и храма своя, с Вами предварительно должны оговорить цену. Существуют некоторые ограничения к венчанию, по
которым священник в праве вас не допустить к данному ритуалу. Вот
некоторые из них: если один из молодых не крещен, то потребуется
вначале окреститься; если большая разница в возрасте или возраст не
входит в установленные законом рамки; если есть какое-либо родство
жениха и невесты (до четвертой степени родства); если человек
психически или умственно болен; если человек является атеистом,
мусульманином, язычником или любой другой нехристианской религий. Также
если человек состоял в браке более трёх раз или состоит в браке в
данное время. И одно из главных - это благословения родителей! Если девушка в данный момент беременна, то это не будет препятствовать венчанию.
Со всеми вопросами вы можете обращаться к правящему архиерею. Для венчания Вам потребуется две иконы- Спасителя и
Богородицы, а также кольца, свечи и белое длинное полотенце, на котором
будут стоять молодые. Невеста должна быть одета в белое платье, даже если
она в возрасте. Обувь должна быть удобная, без шпильки, так как
придётся стоять несколько часов. Украшения и косметика должны
отсутствовать или в минимальном количестве. На голове невесты должен
быть головной убор, этом может быть как фата, так и платок.
Молодожены обязательно должны иметь на себе
нательные крестики.
Надо позаботиться и о выборе свидетелей. Они должны быть обязательно
крещенные. Лучше выбрать двух мужчин, так как придётся держать венцы
над головами жениха и невесты, а это не так уж и легко. Перед венчанием
молодые не должны ничего ни есть, ни пить, ни курить и воздержаться от
брачных отношений - с двенадцати часов ночи. По приезду в храм молодые вначале исповедаются,
молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. Затем обычно в течение
часа проводят молебен, отпевания и панихиды. Молодые могут за это время
переодеться в специально отведенной для этого случая комнате. После Божественной Литургий проходит обручение.
Молодые стоят у дверей в храм, священник в это время в образе Самого
Господа Иисуса Христа находится в алтаре. Далее священник вводит жениха
и невесту в храм для создания новой и чистой жизни в супружестве.
Молодые подобно Адаму и Еве предстают перед Самим Господом. Священник начинает ритуал с подражания
благочестивому Товии, который дымом и молитвами отгонял демонов от
чистых браков. Далее он благословляет молодых, вначале жениха, потом
невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им в
руки зажженные свечи. На каждые три благословения от священника молодые
должны креститься, только потом брать свечи. Эти свечи являются
символом пламенной любви и чистоте отношении между женихом и невестой. Далее священник произносит моления. Это молитвы о спасении молодых, о продолжении родства. Затем по повелению священника молодые и гости
преклоняют головы перед Господом, в ожидании от него духовного
благословения. Священник тем временем читаем молитвы к Господу Иисусу
Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе. Далее с правой стороны престола, как бы перед Самим
Господом, священник берет кольцо жениха и надевает его, трижды крестя,
говоря при этом: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя
невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Затем надевает кольцо на
палец невесте, крестя три раза, приговаривая: “Обручается раба Божия
(имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа”. Завершается обручение обменом колец межу молодыми.
Жених надевает своё кольцо невесте, а невеста – своё жениху. И так три
раза в честь и славу Святой Троицы. Иногда вместо молодых это делает
священник. Этот обмен символизирует преданность и верность супруг.
Затем священник молит Господа, что Он сам благословил и утвердил
Обручение. После обручения собственно и начинается само
венчание, основная часть. Молодые входят на середину храма, держа в
руках зажженные свечи, перед ними идёт священник с кадильницей и дает
наставления на добрые дела. Встречает молодых Хор пением псалма 127,
который благословит супружество. Жених и невеста
проходят к аналою, на котором лежит крест, Евангелие и венцы. Перед ним
лежит белое длинное полотенце, на которое и становятся молодые. Далее
жених и невеста подтверждают чистоту своих намерений друг перед другом
и перед Господом Богом, а также подтверждают свою добровольность и
непринужденное желание выбора. Это и есть главное условие для
настоящего брака, после которого он должен считаться заключенным. Далее следует таинственное освящение супружества
Божественною благодатью – чин венчания. Священник произносит три
пространные молитвы. Первая, перед Господом Иисусом Христом о
благословении, о мирной жизни, о плодах любви, о достатке в семье.
Вторая молитва обращена Триединому Господу, чтобы он благословил,
сохранил и помянул молодых. В третьей молитве священник умоляет
Триединого Господа даровать брачующимся плод чрева. Далее наступает самые главные минуты - скрепление и
освещение супружеского союза. Священник берет венец и крестит им жениха
и дает ему целовать образ Спасителя, который прикреплён к передней
части венца. Венчает жениха и говорит: “Венчается раб Божий (имя рек)
рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Аналогично
и невесте преподносит венец и говорит: “Венчается раба Божия (имя рек)
рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Теперь молодых украшают венцы, жених и невеста
предстоят во всей красе перед Господом Богом и ожидают благословения
Божьего. Это и есть самая торжественная минута! Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и
честью венчай их!”. Это священник произносит три раза и три раза
благословит молодых. Далее читаются изречения апостола Павла, Евангелие от Иоанна и произносится краткое прошение от лица Церкви. Потом священник преподносит жениху выпить вино по три маленьких глоточка, также поступает и невеста. После ритуала с вином, священник берет правые руки
молодых и соединяет их, а сверху покрывает епитрахилью и своей рукой.
Это означает, что через руку священника муж получает жену о самой
Церкви, теперь они соединены во Христе навеки. Затем священник трижды
обводит новобрачных вокруг аналоя. При каждом обходе поются тропари.
Это хождение - символ «вечного шествия» этих людей об руку друг с
другом. После обхода вокруг аналоя священник снимает венцы с супругов и
приветствует их торжественными словами и молитвами. Завершается венчание у царских врат, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божьей Матери. Затем наоборот. В заключении священник дает молодым крест для
целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте —
образ Пресвятой Богородицы.
Второй брак церковь не одобряет, но допускает как
нисхождение к человеческим слабостям. В таком случае венчание немного
отличается двумя покаянными молитвами, нет слов о добровольном и
непринужденном браке, но прежним остаётся обручение и возлагание
венцов.
Расторгать церковный брак имеет право только архиерей. Вы предъявляйте
ему свидетельство о разводе из ЗАГСа и если нет никаких канонических
препятствии, он снимает благословение и дает разрешение на новый
церковный брак. С венчанием связано тоже много примет. Вот некоторые из них:
Существует ритуал, который стоит проделать перед венчанием. С утра в
день венчания надо под порог положить замок, как молодые переступят
порог, закрыть замок на ключ, ключ выбросить, а замок сохранить- на
счастливую совместную жизнь! Если перед венчанием молодые поклянутся в верности друг другу над колодцем, но их любовь будет вечно и «бездонной». Хорошая примета, когда невеста на венчание едет и возвращается обратно домой разными маршрутами, лучше их продумать заранее. Ни в коем случае нельзя из-за тяжести венец
придерживать над головами молодых – это считается чуть ли
недействительным браком, дурным знаком. Поэтому он должен быть
полностью одет на голову. В процессе венчания, когда одевают венцы, молодые
про себя могут повторят слова «..а болезни мои не венчаются», только
так можно избавиться от болезней и не брать их с собой в новую светлую
жизнь. Если во время венчания свечи молодых горят ровно и
плавно, то к размеренной и счастливой жизни, а если потрескивают, то
придётся жить неспокойно. Если свеча у кого-нибудь из молодых сгорит быстрее и больше, то тому придётся прожить не так уж долго. Венчальные свечи надо сберечь и хранить всю жизнь дома. Существует поверье, что именно они помогают при трудных родах! Полотенце, на котором стояли молодые на венчании,
надо никому не давать и хранить дома всю жизнь. Это полотенце (еще его
называют рушник) символ длинной жизненной дороги для двух любящих
сердец. Кстати, кто первым ступит на полотенце на венчании, тот и будет
править семьей. Во время венчания молодые не должны смотреть в глаза друг другу, не приживутся вместе, к супружеской неверности. По завершению венчания в знак благодарности за
совершенное таинство молодые должны отблагодарить церковь
свежеиспечённым хлебом, завёрнутым в льняное полотенце. После венчания перед праздничным столом молодых
встречают родители, которые преподносят им пирог, а в ноги кидают
хмель. Жених и невеста должны съесть пирог пополам. Пирог (хлеб,
каравай)- символ любви и гармонии в семье, а хмель на веселую жизнь. Когда молодые садятся за праздничный стол, то они
должны под ним переплести ноги, чтоб даже кошка не пробежала между
ними. Так у молодых не будет ссор и скандалов. Церкви Санкт-Петербурга |